Памир: на крыше мира
Это место меня позвало, заманило. И нет на Памире никаких достопримечательностей, а только дикая, суровая и абсолютно прекрасная природа. Но каждый, кто будет здесь, найдет свое.
Я уже лет семь путешествую, хожу в горы, обычно с небольшой компанией. Был на Алтае, возле самой высокой точки сибирских гор – Белухи, на Камчатке, на Байкале, в Карелии, в Абхазии, в Крыму, в труднодоступном Кавказском биосферном заповеднике имени Х. Г. Шапошникова. И до того дня, как оказался на границе Киргизии, о Памире ничего толком не знал и не мечтал там побывать. Мы – я и трое моих друзей – путешествовали по Средней Азии. В маршруте образовался перерыв – в 20 дней. Мы сидели, смотрели на 6–7‑тысячные горы, разделяющие нас и Памир, совершенно не ведая, что там, за перевалом, и вдруг решили, что нам надо туда. Этот край, без преувеличения самый необычный из тех, где довелось быть, просто позвал меня.
Пешком через пустыню
Путешествовать на Памир через границу Киргизии не очень популярно, потому что тут все время что- то случается. В том июне была забастовка, пикеты на дорогах. И нам пришлось преодолевать перевалы, границу, пересекать высокогорную пустыню пешком. Сильный ветер, иногда снег, а потом пыльная буря, и почти всегда жгучее солнце. Но это того стоило. Хотя бы чтобы побывать на озере Зеленого дракона – Яшилькуль.
Подножие митры
Общепринятого объяснения происхождения слова «Памир» нет. Есть распространенные толкования. Чаще всего его называют «крышей мира» или «подножием Митры» (бога Солнца). Местные жители – памирцы (граждане пяти государств, их около 300 тысяч человек) – это представители малых иранских народов, часто светловолосые с голубыми, серыми, будто прозрачными глазами. Они говорят на 10 языках и диалектах и относятся к исмаилитам (это шиитское направление ислама, которое испытало на себе влияние индуизма и буддизма).
Счастье жить
Памир – край суровый, здесь долгая холодная зима и короткое жаркое лето. Растительность малочисленная, озера соленые и безрыбные. Природа будто говорит, что человеку тут не место. Но именно здесь ощущаешь счастье жизни в полной мере, когда поднимаешь голову и видишь, как горы упираются вершинами в небо. Насыщенный, порой тяжелый воздух Памира максимально обостряет все чувства – и радость, и тоску.
В добрые гости
Здесь, как нигде, начинаешь ценить простое человеческое тепло и участие. На протяжении всего пути нам помогали все. Указывали путь, ловили вместе с нами попутки, кормили. Памирцы удивительно приветливы. На нашем пути не встретился ни один дом, куда бы нас не пригласили выпить чаю. Люди рассказывали нам о своих обычаях, как устроен их быт, делились радостями жизни, водили по деревне и знакомили со старожилами, учителями, музыкантами. Мы вместе с ними гоняли скот и рыбачили, готовили пищу. Доброта и открытость местных жителей будто компенсация за непростой для жизни памирский климат.
Текст и фото: Максим Гололобов
Читайте также: